20:48 

Arall
Planet Earth is blue and there's nothing I can do
01.06.2015 в 19:34
Пишет Tsuki no Kokoro:

Испания, сны о живописи. Эль Греко.
Да, так вот не найдется ли у вас минутки поговорить об Эль Греко? Если да, то я еще раз расскажу вам, какой это могучий живописец. Я не стану вам рассказывать его историю, которую можно найти везде, начиная с Википедии, и которая состоит больше из предположений, чем из фактов. Скажу лишь, что его живопись - сплав трех очень разных традиций. Во-первых - греческой иконы, от которой у него навсегда осталась значительность символичных жестов, экспрессивных и в то же время словно застывших в вечности. Руки в работах Эль Греко часто не меньше говорят о духе, чем лица. Вторым слагаемым в этом тигле стала венецианская живопись, тогда еще бывшая в расцвете. Она дала живой, напряженно полыхающий цвет, драматичность светотени и вкус к пышности ритмичных складок и драпировок. И, наконец, испанский маньеризм, который не смог погасить его огненный талант и лишить его размаха, но лишь отточил возвышенность образов и придал лицам аристократизм и изысканность.

Сплав получился уникальным. Чем больше смотришь на работы этого вздорного грека, тем становится яснее, что это не маньеризм и не барокко. Скорее, он экспрессионист или, по крайней мере, постимпрессионист, случайно родившийся лет на триста раньше, чем следовало. По крайней мере, его зрелые и поздние работы - это ближе куда-то к Гогену, или даже к Шиле и Кокошке, чем к кастильцам, писавшим на стыке 16 и 17 веков. Удивительно, что он смог развиться до стиля настолько самобытного и темпераментного в стране, которая во второй половине 16 века испортила всю европейскую живопись, включая процветавшую до этого итальянскую.
Еще удивительнее, что при этом он не остался непонятым гением-одиночкой, напротив. В последние 15-20 лет жизни художник был загружен заказами, о чем легко судить по количеству версий и повторов его известных работ. И все же - закономерно умудрился умереть в нищете, это хороший тон для гения. От его могилы в Сан-Торкуато не осталось ни плиты, ни даже самого монастыря, в котором она находилась. Остались работы - космические полотна, в которых небеса раскрываются людям; портреты, в которых лица его современников дышат неправдоподобным интеллектом и одухотворенностью. Остались горделивые автопортреты и пламенеющие краски апостолад...



Он писал реальных людей, как святых, а персонажей Писания - как хороших знакомых, настолько иногда у них живые и неприукрашенные лица. Иногда очень забавные, как его ангелы с напряженно вытянутыми шеями и задранными в небо носами.
Работы и фрагменты из Прадо.




А это, в основном, толедские находки и излюбленные фрагменты. Ангел в зеленом с "Крещения" в Тавере, самый смешной из всех. "Э-эй, ребят! Летите все сюда, тут такое показывают!" :laugh: Трогательный Иосиф из "Святого семейства с Анной". Еще лица - Варфоломей, Франциск. Руки...






Фрагменты из Оргаса, выкраденные из Сан-Тома, и сканы. Святые, по легенде, явившиеся на похоронах графа; печальная Мария; без спроса вписанный в работу портрет Хорхе-Мануэля и собственный автопортрет - автор приветствует вас. На самом деле - это не от него рука, но , по-моему, он специально так сделал.








Апостолады (Apostolados) - отдельная страница в творчестве. Серии портретов Иисуса и его учеников были весьма популярны в то время. Первые подобные работы Эль Греко датируются примерно 1585-1590 годом (Apostolado de San Feliz в Овьедо). Они пользовались таким успехом, что в оставшиеся 25 лет жизни он писал апостолады еще минимум пять раз. К сожалению, многие работы не датированы точно, поэтому не все серии возможно определить. Наименее разрозненная апостолада - та, которая хранится в музее в Толедо. Она включает 11 работ 1612 года. Кроме того, там же находятся св. Варфоломей 1614 года и Иаков-старший, написанный в 1606 г. Также полная апостолодада находится в Кафедральном соборе Толедо, в сакристии. Апостолада в Овьедо включает 12 портретов апостолов, "Спаситель" из этой серии предположительно находится в музее Пармиджани. Часть еще одной серии есть в Прадо (Apostolado de Almadrones) - три портрета апостолов и "Иисус благословляющий". Еще три портрета этой серии в США, одна - в Англии, в частном собрании. Остальные апостолады разрознены и находятся в музеях и собраниях по всему миру.
Интересно, что портреты апостолов не только неровные по уровню, но многие отличаются от серии к серии. Если портреты Петра, Фаддея, Симона, Филлипа изображают примерно одно лицо, то в портретах, скажем Павла изменения очень значительны.Особенно в этом смысле примечательно развитие образа Иоанна, который прямо таки взрослеет и набирается опыта с каждой серией. Такая, знаете ли, печальная история жизни преподавателя.

Типическая эволюция препода, как она есть... На первом портрете (из Овьедо) - йуный аспирант, дитя, не ведающее зла, которое даже предложенную чашу с ядом воспринимает как нелепое исключение из общего гармонического закона. Второй - из Кафедрального в Толедо - в состоянии когнитивного диссонанса и не может взять в толк, что это ему принесли. "Помилуйте.. но это же какая-то... отрава. Этим же можно повредить здоровью!" Третий (из Прадо) - поражен догадкой - ему действительно пытаются сдать вот эту дрянь под видом курсовой работы. Четвертый, в расцвете лет, из дома-музея - возмущен, что несмотря на замечания, ему тащат и тащат эту отраву каждый семестр. Четвертый, из Далласа, стоящий на пороге зрелости, печален, и уже догадывается, что ничего лучше этого пойла от людей не дождешься... И, наконец , уже постаревший и, предположительно, самый поздний Иоанн из коллекции Дэвида Льюиса со скорбью констатирует, что и яд-то уже пошел не тот. Раньше-то, бывало, выпьешь - так ых!, а нынешний и пить-то без толку.. Горький итог трудной жизни... :small:




А здесь - упорядоченные по сериям портреты апостолад, для дотошных любителей. Многие датировки под вопросом. Включен Иоанн из Далласа, принадлежность которого лично Эль Греко под вопросом. Кроме того, у меня живейшие сомнения на тот же счет по поводу Павла из Сараcоты и Луки с Сотби. Что-то мне кажется, что это тоже последователи.



И большой размер. Для фанатичных последователей секты - yadi.sk/d/zxjFzfxNh26BF


Об Апостоладе Сан-Фелиц из Овьедо (+ биография) (англ, исп).
Об Апостоладе Альмадронес - здесь и здесь (исп.). Атрибуция и датировка несколько сомнительны..
Монография A. de Mingo Lorente "Apostolados" (исп.). Пока самый полный обзор по всем сериям, жаль, что качество иллюстраций - :( .

URL записи

@темы: A long time ago in a galaxy far, far away..., Не моё, Таки медитативненько...

URL
Комментарии
2015-06-01 в 22:35 

SandyM
Bluetory
спасибо за погружение. и рассказано так, что если раньше не особо обращал внимание, то теперь уж никак ))

2015-06-01 в 23:02 

Arall
Planet Earth is blue and there's nothing I can do
SandyM, достойные поклонения картины дополнены достойными словами.
Не мне спасибо, спасибо художнику, пробудившему....

URL
2015-06-01 в 23:08 

SandyM
Bluetory
Arall, Не мне спасибо, спасибо художнику, пробудившему....
кто бы знал про художника, если б про него молчали?)

2015-06-01 в 23:16 

Arall
Planet Earth is blue and there's nothing I can do
SandyM, ну вот я и говорю - пробудил)))
У меня к Эль Греко какие-то странные чувства, увидела его репродукции в детстве, удивилась, запомнила навсегда.

URL
2015-06-01 в 23:22 

SandyM
Bluetory
Arall, У меня к Эль Греко какие-то странные чувства
он будит. эт точно) не, у меня ничего такого особенного, что-то интуитивно возникало, но вот в посте мне все пояснили, про маньеризм, про экспрессионизм. терь осознаю) но вот то, что это 16-17 век... круто!

2015-06-01 в 23:34 

Arall
Planet Earth is blue and there's nothing I can do
про экспрессионизм
Вот точно, было ощущение не своего времени.

URL
2015-06-01 в 23:35 

Arall
Planet Earth is blue and there's nothing I can do
про экспрессионизм
Вот точно, было ощущение не своего времени.

URL
   

Little Ashes

главная